18 декабря 2015

Генеральная уборка: рейд с эвакуатором в минские дворы

Генеральная уборка: рейд с эвакуатором в минские дворы

Что бывает, когда в типичном минском дворе появляются автомобиль ГАИ и эвакуатор? Начинается движение. Автовладельцы, несмотря на холодную погоду, выскакивают из дому в шортах, чтобы перепарковать машину. Каждый такой водитель знает, в чем именно он не прав и что ему за это будет. Автомобили исчезают с зеленой зоны, освобождаются детские площадки, чудным образом находятся подходящие парковочные места чуть поодаль.

Вчера инспекторы помогли навести порядок жильцам домов по улице Байкальской. Вечером, когда люди возвращались с работы, там появились экипаж ГАИ и эвакуатор. Также приехали представители райисполкома, специалисты Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды — посмотреть, что осталось от зеленой зоны во дворах.

Для газонов, клумб, насаждений наступает непростое время. Насыщенная влагой почва в такое время года очень уязвима под шинами автомобилей. С осени по весну, если ничего не делать, ее изъездят так, что летом затвердевший грунт будет напоминать скорее пустыню, а у водителей будут все основания говорить: «Я паркуюсь на песке, а не на зеленой зоне, там травы нет».

Проблема в том, что привлечь автомобилиста именно за уничтожение зеленой зоны крайне проблематично. Нарушение правил остановки и стоянки бесспорны. А вот доказать, что конкретный водитель своими действиями уничтожил газон, очень сложно, говорят специалисты.

А между тем проблема насущная. Плодородный слой почвы во дворах уничтожается и загрязняется техническими жидкостями. Это значит, что его придется восстанавливать за средства городского бюджета, а процедура эта недешевая. К примеру, восстановление участка 10×10 метров с глубиной плодородного слоя 10 см обойдется в 12 млн рублей.

У водителей свои аргументы: где ставить машину? Поэтому на инспекторов, экологов, журналистов такие автовладельцы смотрят с обидой: не вошли в положение, пополняют бюджет, мешают жить. Мужчина, чей Volkswagen Sharan был припаркован на траве рядом с довольно обширной стоянкой, в шортах пришел к своему автомобилю, когда рядом уже были сотрудники ГАИ.

— Вы, наверное, за моей приехали, да? — догадался автовладелец.

— Ну, наверное, за вашей. Пройдите в служебный автомобиль, будем составлять протокол.

Штраф за такое нарушение — 180 тыс. на первый раз или 360 тыс. в случае повторности за год. Водитель успел вовремя, в противном случае машину пришлось бы забирать со штрафстоянки.

— А почему стали на газоне, рядом ведь стоянка?

— Так там мест никогда нет!

— Как же нет? Мы полчаса назад приехали, хватает мест.

Места действительно есть. Какие-то автомобили уезжают, какие-то приезжают. Но пока можно найти, где оставить машину. В конце концов можно выйти и перепарковать ее, если место освободилось.

— Это все от человеческой лени, — уверен начальник отдела городского хозяйства администрации Заводского района Дмитрий Мартинкевич. — Согласен, прямо под окнами место для парковки найти сложно. Но можно проехать немного дальше. В конце концов в 15 минутах ходьбы отсюда расположены две парковки, одна из которых практически полностью пустует. Почему не оставить машину там? Но под окнами, пусть и на газоне, парковать многим проще.

Позиция таких водителей известна. Если во дворе не созданы условия для того, чтобы жильцы могли оставить свой автомобиль по правилам, эти правила можно нарушить. Пока оформляли одного автовладельца, к представителям администрации и ГАИ подошел человек, который стал высказывать претензии в этом духе.

— Почему нельзя сделать нормальную парковку? Жильцы страдают от приезжих машин! Водители сюда каждый день с утра наезжают из пригорода, бросают свои автомобили в нашем дворе и уезжают на работу. Из-за них жильцам парковаться негде.

Мужчина требует закатать двор асфальтом и установить шлагбаум. В этом случае он согласен оставлять машину в соответствии с ПДД.

— Если превратить дворы в парковку, куда будет уходить дождевая вода? И понравится ли это всем жильцам, ведь насколько в таком случае сократится зеленая зона? Дворы должны быть прежде всего для людей, а не для автомобилей, — парируют экологи.

Автовладельца убедить не удалось. Охраняемая стоянка далеко, к тому же дорогая. А двор — он его, так как мужчина живет в этом доме уже двадцать лет и имеет моральное право ставить машину где считает нужным, если власти не позаботились о парковочных местах.

Это же касается и хозяина автомобиля Geely, который оставил машину прямо возле подъезда под окнами первого этажа. Пока мужчина отгонял ее, женщина пыталась что-то объяснить инспекторам:

— Да что это, только приехали и сразу штраф? Тут всегда кто-то паркуется под моими окнами. Им, что ли, можно? А мы первый раз, может, стали. Завтра рано утром ехать на работу.

Газона в этом месте действительно не осталось.

— А вам самой приятно смотреть на такой двор из своих окон? Это же уже не двор, тут же какие-то проплешины вместо травы, кругом машины. Вы этого не видите? — спросил специалист Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Вадим Звегинцев.

Но женщина его не слышит. За нарушение ПДД придется заплатить штраф, и это волнует ее больше состояния двора. Что любопытно, сумма штрафа за нарушение правил остановки и стоянки соизмерима с месячной стоимостью места на охраняемой парковке.

— Один из выходов в этой ситуации — установка бетонных полусфер, чтобы у водителя не было физической возможности заехать на газон или тротуар. В скором времени конкретно в этом дворе такие меры будут приняты, — рассказал корреспонденту Onliner.by Вадим Звегинцев.

— Не везде полусферы помогают. Только вчера нам жаловались жильцы с улицы Жуковского. Водители сдвигают эти преграды, а те, у кого машина побольше, просто паркуются над ними.

— Есть такая проблема. Как вариант, можно устанавливать столбики и вешать между ними цепь. Но это более затратное решение.

Самое интересное, что парковочные места нашлись. И Volkswagen занял место на парковке, и Geely стал не так далеко от подъезда. Сотрудники ГАИ говорят, что часто сталкиваются с такой ситуацией.

— Нарушителей хватает. И от жильцов много вызовов каждый день, и во время рейдовых мероприятий их немало выявляется, — отмечают в ГАИ.

Инспекторы обращают внимание, что на такие вызовы они реагируют. Другое дело, что не всегда это происходит мгновенно:

— Бывает, по три вызова одновременно приходит, экипаж не может успеть сразу и везде. К тому же не всегда вызывают действительно по делу — приезжаешь, а машина стоит по правилам.

Кстати, не нужно бояться, что нарушитель уедет до приезда ГАИ. Достаточно сфотографировать факт нарушения на телефон, чтобы было очевидно, что автомобиль стоит не по правилам (на снимке должен быть виден и регистрационный номер транспортного средства). Это достаточные основания для привлечения водителя к административной ответственности.